«СУПРОТИВ КРОВИ НЕ ХОДИТЬ…»

Сплоченность, несомненно, является этнической чертой казаков, иначе как объяснить то, что казаки, ушедшие с атаманом Некрасовым на чужбину, не рассеялись и не растворились среди инородцев, а сохранили казачье самосознание и такие казачьи этнические черты, как чистоплотность, аккуратность, предприимчивость, трудолюбие, сплоченность, дисциплинированность, а также казачий круг?
Выходцы с Дона, некрасовские казаки, воюя на стороне Турции, сталкивались с донскими казаками, воевавшими на стороне России:
— Да все ж видаетесь же вы с Донцами.
— В роззмир (в войну) видаемся, да какое же это виданье.
— А не претит совесть биться с ними?
— А мы с ними и не бьемся, мы через них палим, и они через нас. Как можно нам с ними биться.
— И они не стреляют в вас?
— Прилику только делают что стреляют, а казак казака никогда не тронет. Скачет на нас да и кричит, не трожь! Мы палим, и он палит, а убивства нет. Как можно, мы свои.
Я не поверил было Кузьме, но после все Некрасовцы, с которыми я толковал, подтвердили мне, что действительно казаки не бьются с ними.
— Ну а с Москалем бьетесь?
— С Москалем бьемся, и Москаль с нами бьется. (Иванов-Желудков В. П., «Русское село в Малой Азии», 1866).

Как видно из очерка Иванова-Желудкова, общность казаков не была связана с сословностью, ведь эти казаки-некрасовцы родились в Турции и не принадлежали ни к какому русскому сословию, да и предки некрасовцев вышли с Дона в досословное время. Трудно вообразить общину солдат или купцов, сохранивших единство и обычаи на протяжении 200 лет среди других народов, вдали от Родины, и чьи потомки на вопрос, кто они, отвечали бы «мы астраханские купцы» или «солдаты»…

Поделиться этой Записью