ОТ КАЗАЧЬЕЙ ВОЛЬНИЦЫ ДО СЛОБОДЫ
В целом на Донце, как и на всём Дону, казачья вольница представляла собой военно-религиозное братство, управляемое казачьим парламентом – Кругом, во главе которого стоял избранный на год войсковой атаман и его помощники ясаулы.
Столицей Войска Донского изначально был городок Монастырский, но после уничтожения его татарами, столицей стал Черкасский городок, названный так из-за проживания в нём черкасов.
Их, черкассов, как и запорожцев донцы считали своими братьями и вместе с ними, под предлогом освобождения из неволи православных христиан, ходили на стругах и чайках на улусы татар и города турок.
Случалось, что эти походы были удачными и казаки добывали много «зипунов», оружия и всяких трофеев, а пленных и угнанных в рабство казаки освобождали, разрешая даже остаться у себя, на Дону.
Впрочем, и сами казаки, с целью выкупа и обмена, брали в полон турок, татар и прочих «басурман». Иногда привозили донцы полонянок, называемых «ясырками», и из-за недостатка природных казачек брали их в жёны, предварительно покрестив.
И всё же в начале, женатых казаков было не много. Зато с ростом числа городков и улучшением материального положения, женатых становилось всё больше.
Таким образом, война сочеталась с мирной жизнью и продолжением рода в условиях пограничья и постоянной угрозы нападения кочевников. Из поколения в поколение казачий субэтнос русского народа вбирал в себя лучшие свойства для выживания в степях, лесах и болотах, в летнюю спеку и в лютый мороз. Казаки побеждали там, где не приспособленные сдавались.
В 1570 году Войско Донское стало по сути государством, которое признавала Россия и считала своим союзником в борьбе с Турцией. При этом станицы, посылаемые в Москву за вознаграждением за службу, принимались Посольским приказом, наравне с иностранными европейскими посольствами. А границы Земель Войска Донского чётко определялись на картах России XVII века, в частности на напечатанных 1696 и 1699 в Амстердаме.
Западная часть этих донских земель представляла собой территориальные угодья донецких казаков, так называемые называемые юрты и соответствующие им городки, самыми древними из которых были Айдарской, Боровской и Луган.
Появление их, некоторые историки, в частности церковный историк Филарет (Гумилевский), относят к 1640(42) году. Другие, как например В.И. Подов, ссылаясь на документы со слов современников Петра I полагают, что они появились позже, в 1677. Кроме названных городков были и другие.
Среди них Теплинской, Трехизбянской, Краснянской, Кабаний, Сухоревской и Бахмутской. Самые верхние из городков Маяцкой и Тор часто горели и в конце концов отпали от Войска Донского, ещё до пожара Булавинского восстания 1707-1708 годов.
Из Трехизбянского городка был родом Кондратий Булавин, поднявший вначале восстание солеваров, а потом всколыхнувший весь Дон и Юг России. Но, безуспешно.
Восстание донцов было жестоко подавлено, а сам Булавин, отбиваясь от окруживших его предателей погиб.
Дон был покорён Петром I, и стал послушен ему до раболепия. Бунтовавшие верховые городки, в том числе донецкие, кроме Лугана, не поддержавшего повстанцев, были уничтожены слободскими казаками и карателями, возглавляемыми князем Василием Долгоруковым.
Вскоре земли донцов вошли в Азовскую Губернию и заселились малороссийскими казаками и служилыми людьми с городов Белгородского разряда.
При этом большую часть земель раздали чиновникам Бахмутской канцелярии, а также офицерам и казачьим старшинам, отличившимся в подавлении восстания.
На месте городков возникли слободы и деревни, а леса стали вытесняться пашней, на которой трудились не только свободные люди, но и завезенные новыми хозяевами крепостные из Великой и Малой Руси.
И всё же, городки возродились на пепелищах, в виде слобод, сохранивших прежние имена юртов, но заселённые служилыми. Среди них появились слободы: Боровская, Новоайдарская, Староайдарская, Трехизбенская, Краснянская, Сухоревская. А на месте Новоборовского городка на Боровой, возникла слобода Боровенька.
В составе Войска Донского сохранился лишь Луган, став станицей Луганской, сохранившей своё имя и историю до наших дней.